Наказание детей: можно ли избежать?
- Кто вчера выкручивал голову младшей сестре? – грозно ругала Женю мама. - Сегодня ты моешь пол во всей квартире.
- Не буду, не хочу – протестовал ребенок, разливая ведро воды по полу.
Как избежать наказания, занимаясь воспитанием ребенка? Какие альтернативы наказания существуют?
Перерыв
В отличие от классического стояния в углу или сидения на «виноватом стульчике» под перерывом современная психология понимает «перерыв от положительной нагрузки». Ребенок в течение долгого времени играет, получая положительную энергетику, когда же он совершает проступок (толкает сестру, тянется к горячей лампе), ему требуется перерыв от деятельности – тихое время для размышлений.
Такие перерывы можно вводить, когда ребенок достигает восемнадцати месяцев. Чтобы малыш как можно быстрее понял концепцию перерыва, можно вводить его аналог и раньше. Например, малыш тянется к горячей батарее. Быстро и уверенно перенесите его в другой угол комнаты и сядьте между ним и батареей. Постепенно ребенок усвоит, что неправильное действие обязательно будет пресечено. Кричатьна ребенка, поднимать панику не рекомендуется, иначе ваше действие будет воспринято малышом как оскорбление, посягательство на его свободу.
Перерывы полезны и для родителей. Благодаря ним появляется дополнительное время собраться с мыслями, найти нужные слова, решить, на какую деятельность стоит переключить внимание ребенка.
Место и название для перерыва вы можете определить сами. Это может быть «стульчик для размышлений», «умная скамейка», «выход из игры» и т.д. Самое главное – название такого места не должно носить унижающий или оскорбительный характер, поскольку наша цель не наказывать, а корректировать поведение.
Волшебный счет.
Многие родители знакомы со способом отсчета, после окончания которого расшалившийся малыш будет вынужден выполнить просьбу. Рекомендуется использовать прямой отсчет «Раз-два-три», поскольку обратный создает ситуацию тревоги и угрозы, подразумевающие вызов. Прямые отсчеты дают возможность детям вступить в сотрудничество или игру с вами (где правила игры, конечно же, диктует взрослый). «На счет три ты встаешь с кровати. Раз-два-три. Вставай» или «Положи ключ на место. Считаю до трех. Раз-два-два с половиной-три».
Если ребенок расшалился в публичном месте, перерыв можно устроить и в тихой аллее, скучном углу магазина, рядом с деревом на площадке. Важное условие при выборе места – оно должно быть тихим и скучным. Не включайте во время перерыва телевизор, компьютер, не разрешайте ребенку брать с собой игрушки, рассматривать книжки.
Перерыв - не время для нравоучений. Многие дети интуитивно понимают, о чем надо поразмышлять, когда начался перерыв. Если ребенок не ощутил своей вины, дайте ему некоторое время побыть в тишине, после чего кратко скажите, за что прервана его деятельность. «Подумай, как себя может чувствовать человек/домашнее животное, которого ты ударил? Ему больно, обидно? А если бы ударили тебя, что бы ты испытал?»
Если ребенок протестует (сопротивляется, впадает в истерики, выходит из угла, слезает со стульчика), сядьте с ним рядом, при необходимости можно удерживать силой и скажите: «Тут я старший. Сейчас перерыв». Если вы спокойны, а время для перерыва короткое (достаточно двух минут), особых протестов не должно быть. Если же ребенок продолжает кричать, используйте положительные выражения: «Тебе надо посидеть в тишине», «Сейчас время для размышлений», «Что делает тренер, когда игра его команды разладилась? Он просит перерыв. Сейчас ты должен выйти из игры, чтобы подумать, как играть лучше».
Коробка с чудесами или «метод пряника»Если родители изо дня в день поддерживают правильное поведение ребенка, постепенно искореняются его нежелательные поступки и формируется самоконтроль.
Все дети, как и взрослые, ведут себя по принципу удовольствия: легко делают то, что нравится, и с нежеланием – то, что не по душе. Корректировать поведение, направлять его на верный путь можно с помощью поощрений. Сделайте ваши поощрения яркими, красочными и… немного волшебными.
Поощрение должно быть таким, которое ваш ребенок точно желает получить. Чтобы это узнать, можно задать примерно следующие вопросы:
а) Если бы тебе предложили пойти куда-нибудь с другом/родителями, куда бы ты пошел?
б) Если бы тебе мама/папа предложили что-нибудь вместе сделать, что бы это было?
в) Что ты любишь делать больше всего?
г) Если бы ты нашел немного денег, что бы купил?