Логин: Пароль: Регистрация |

Популярное на сайте

Тизерная сеть Ravlyk

Cпорт для здоровья

Похудеть по интернету: личный опыт

Похудеть по интернету

Сегодня просто поражает огромное количество различных интернет-диет и прочих услуг в области «правильного» питания. Возникает вопрос: действительно ли они полезны и реально применимы для тех, кто хочет и стремится сбросить лишний вес?

Наш корреспондент провела пару недель в Сети с целью найти действенный способ избавиться от лишних килограммов… или развеять свои иллюзии.

Итак…

«Легко теряем лишние кило в режиме онлайн!»; «Наш диетолог ответит на все ваши вопросы и даст рекомендации прямо по скайпу!»… Могу сказать, что лично у меня за несколько лет накопился весьма серьезный опыт (не виртуальный, а вполне реальный) в отношении различных диет и других рекомендаций на тему: как похудеть. Несколько месяцев я провела в Институте питания, пробовала лечебное голодание… да что я только не делала, чтобы расстаться со злосчастными лишними кило. Однако все меняется, и, решив идти в ногу со временем, я решила узнать, как худеют «по интернету».

Онлайн калькулятор калорий и счетчики

Наиболее простые и популярные «помощники» для желающих похудеть - это счетчики и калькуляторы калорий. Такие программы помогают вычислить индекс массы тела, а также определить калорийность того или иного продукта/готового блюда. Также предоставляются варианты всевозможных диет и рационов, которые соответствуют определенной физической нагрузке. Такие счетчики и таблицы калорийности продуктов есть чуть ли не на каждом сайте, посвященном похудению или фитнесу.

Заодно можно выяснить гликемический индекс выбранного продукта, то есть определить его способность к повышению уровня сахара в крови. Также существует множество формул для вычисления идеального веса:

  • подсчет индекса Кетле;
  • проверить вес по формуле П. Брока ( вычисления строятся на вашем росте и типе телосложения)

Мои результаты оказались неутешительными: выяснилось, что мой нынешний вес практически вдвое больше допустимой нормы.

Пришла мысль: а ведь можно без труда сосчитать полученные за день и затраченные калории, следом составив для себя любимой подходящий рацион без помощи всякого там диетолога. Конечно же, я молодец, потому что скушала 100 граммов морской капусты – а это всего лишь(!) 5 ккал. Но суши с угрем калорийностью 450 ккал испортили всю картину, что уж говорить про швейцарский сыр (300 ккал), который был безусловно лишним. Интересно, а сколько энергии, или пресловутых ккал я потратила? Удивительно, но интернет предлагает массу «пассивных» и очень активных способов потратить калории, судите сами:

Выгул собаки ( большой/маленькой), поливка цветов, стояние в очереди, секс (пассивный/активный), чтения сидя/лежа, сон… Подсчитав свою «активность», я пришла к выводу, что при моей сидячей работе фрилансера удастся сжечь все поглощенные калории только лишь прыгнув с парашютом! Такие вот неутешительные выводы…

Блоги худеющих

Заглянув в такой блог, очень легко найти товарищей по интересам, общение с которыми, безусловно, может мотивировать и поддерживать. В профайле своего онлайн-дневника можно указать исходный, текущий и желаемый вес. Вы можете поддерживать записи своих «коллег» различными выражениями типа: «мне нравится!», «так держать!», «молодец!». Также в блогах существует особая система-рейтинг, например: самый активный участник, самый лучший результат, самые популярные записи и прочее.

Заметила, что к новеньким «бывалые» худеющие относятся весьма дружелюбно и активно готовы поддерживать и помогать. Такой теплый прием понравился. А вот не понравилось то, что можно утонуть в огромном количестве материала, которым щедро делятся опытные участники. Здесь вам и варианты диет, и статьи, и ссылки, и сборники советов. Вообще, масса материала для всех: новичков, отчаявшихся и сомневающихся.

Иногда меня раздражал специфический сленг и манера взаимной поддержки: «Детка, ты лучше всех!», «Обнимаю сердцем!», и прочие гипертрофированные эмоциональные высказывания, которые мне несколько не по душе. Дневник я вела ровно две недели, под скромным ником Баобабочка. За это время успела обрести несколько «друзей», которые стартовали со мной почти одновременно.

Мы старались поддерживать друг друга, делиться различными секретами похудения, переживали, если кто-то нарушал диету, и гордились за себя и друг за дружку, если был хотя бы малюсенький успех. Мне показалось, что такое «групповое похудение» - веселое занятие. Но совершенно отбило желание продолжать заниматься этим «соревнование», на которое одна «команда» вызывает другую. Мне показалось, что это выходит за разумные рамки обычного желания похудеть.

Еще у меня возник вопрос: а можно ли действительно верить всему тому, что пишет каждый из худеющих блогеров в своем дневнике? Мг… Трудно сказать, ведь, если быть честной, то я сама порой несколько преувеличивала свои успехи. Никому не хочется ударить в грязь лицом перед бодрыми новичками и серьезными ветеранами. Могу заключить, что блоги худеющих – неплохая штука, при условии, что вы вполне адекватны и еще в состоянии регулировать свой рацион самостоятельно. 

Cпорт для здоровья

Легкие нагрузки полезны для сердца

Легкие нагрузки полезны для сердцаКакая физическая нагрузка нужна, чтобы предупредить болезни сердца? Целый час потеть в спортзале? Может быть, достаточно 30 минут поработать в саду или 15 минут погулять вокруг дома?
Все знают, что физические нагрузки полезны для сердечно-сосудистой системы, однако до сих пор остается спорным, насколько интенсивными они должны быть.
 ребенок с первых дней жизниПервый месяц жизни грудного ребенка соответствует периоду новорожденности, или неонатальному. Он очень важен для формирования полноценного организма. Также это период адаптации ребенка к окружающей среде, поэтому от того, как ваш малыш приспособится к жизни, зависит его будущее здоровье.


Внешний вид


После рождения головка ребенка не идеально круглая, поскольку кости черепа новорожденного более пластичны, чем у взрослого человека, и способны деформироваться во время прохождения родовых путей. Поскольку кости черепа новорожденного не соединены между собой так прочно, как у взрослого человека, головка может приспосабливаться к сжатию в процессе родов, и при этом не происходит травмы.


Посередине головы ближе ко лбу находится один из самых больших «мягких участков», которые называют родничками. Это место надежно защищено покрывающей его соединительной тканью, и вы можете надавливать на него без боязни повредить. По мере роста ребенка края костей сходятся и полностью закрывают это место. У большинства детей закрытие родничков происходит между 6 и 18 месяцами. У ребенка, находящегося в спокойном состоянии, особенно в сидячем положении, родничок виден как небольшое углубление. Когда ребенок плачет, мягкий участок напрягается, и если вы внимательно приглядитесь, то увидите, как родничок пульсирует в одном ритме с пульсом. Все это совершенно нормально.


Есть еще один мягкий участок, ближе к задней части головы, который называется задним родничком. Он гораздо меньше, закрывается вскоре после рождения, и у многих детей его трудно обнаружить. Нередко головка ребенка бывает слегка заостренной. Иногда давление во время родов вызывает отечность кожи, так называемую родовую опухоль. Если давление чрезмерно велико, могут повреждаться глубокие ткани, что приводит к образованию кефалогематомы с одной стороны черепа. Это локализированная кровяная киста (скопление крови), образующаяся во время родов между черепом и волосистой частью кожи головы, не опасная. Кровь исчезает в течение пары месяцев, и всегда проходит. После этого отек может уплотниться или кальцифицироваться, образовав костное уплотнение, заметно выступающее за естественные контуры черепа, но через 3-4 месяца это также проходит.


Физическое развитие


На протяжении первого месяца жизни грудной ребенок набирает в массе в среднем 600 г. Но, уважаемые мамы, не воспринимайте это безапелляционно! Каждый ребенок, даже на первом месяце жизни, - это уже индивидуальность, которая имеет свои темпы развития. Поэтому, если ваш малыш набирает в массе меньше или больше этой цифры, и чувствует себя он неплохо (высасывает свою норму молока, не проявляет никаких признаков заболеваний), то оснований для волнения абсолютно нет. Другие показатели физического развития в течение первого месяца также изменяются: рост увеличивается в среднем на 3 см, объем головы и груди - на 1,3-1,5 см.


Движения и рефлексы


У новорожденного ребенка движения в большинстве своем являются нескоординированными. Ручки у него согнуты в локтевых суставах, ножки - в коленях, кулачки сжаты. Это проявления физиологического гипертонуса (повышенного тонуса) мышц-сгибателей. Гипертонус исчезает к 3-4 месяцу жизни малыша. Внимательно наблюдайте за движениями ребенка, так как в этот возрастной период он фактически ими общается. О погрешностях в уходе дитя способно сообщить лишь плачем и усиленной двигательной активностью. Доказано, что, ощущая боль, грудной ребенок отводит большой палец на руках и, наоборот, сгибает пальцы ног. При вздутии живота он чрезмерно двигает ножками. О появлении неприятных ощущений в ухе свидетельствует то, что ребенок активно крутит головкой. Научитесь "читать" язык движений своего малыша - и вы ему очень поможете.


Но новорожденный ребенок обладает и определенными скоординированными образцами поведения, так называемыми рефлексами, которые управляются нижними центрами головного мозга. Соответствующая стимуляция автоматически вызывает эти рефлекторные реакции, например, ребенок автоматически реагирует на яркий свет и громкий шум. Если погладить щечку новорожденного, он повернет ротик в сторону коснувшегося его предмета, будь то палец или, как было запланировано природой, сосок материнской груди. Это происходит автоматически и служит для того, чтобы помочь ребенку найти источник питания до того, как он научится добывать пищу. Рефлекс запускается, если что-нибудь коснется губ, внутренней поверхности ротовой полости или мягкого неба.


У ребенка имеются и другие довольно хорошо известные рефлексы. Если ребенок напуган громким криком, или внезапным шумом, или же внезапным изменением положения тела, начинается характерное движение ручками и ножками. Сначала они разводятся, затем поднимаются вверх и соединяются. Ладони раскрываются, а затем крепко сжимаются в кулаки, словно ребенок пытается ухватиться за что-то, чтобы не упасть; и ножки выполняют примерно ту же последовательность движений. Помимо этого голова ребенка прогибается вниз и вперед. Этот рефлекс известен как «реакция на испуг», или рефлекс Моро по фамилии невролога, который первым описал его.


Следующий рефлекс - хватательный. Если нажать пальцем на ладонь ребенка или на возвышение подошвы стопы, пальцы кисти и стопы согнутся, словно пытаясь схватить давящий предмет. Зачастую захват рук настолько сильный, что ребенка можно поднять из кроватки. Если погладить подошву стопы, стопа поднимется, пальцы стопы разойдутся веером, а большой палец поднимется. Это рефлекс Бабинского, также в честь врача, который первым описал его.


Помимо этих рефлексов, большинство из которых исчезает по истечении трех месяцев, по мере того как ребенок растет, у него появляется все больше и больше произвольных движений, имеются и те, которые остаются и выполняют жизненно важные функции. Дыхательный рефлекс включается через несколько секунд после рождения; ребенок моргает или закрывает глаза, если свет слишком яркий; реагирует на запахи и отдергивает руку, почувствовав боль. Ребенок так же рефлекторно испытывает чувство голода и потребность мочеиспускания и дефекации, и все три эти рефлекса со временем становятся все более и более произвольными.


Глаза


Они полностью сформированы сразу после рождения. Цвет глаз, точнее радужки, всегда голубой по причине отсутствия в радужке меланина, естественного пигмента организма. Если в дальнейшем цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка и постоянный цвет глаз установится к тому времени, когда ребенку будет около полугода. Тем не менее, у некоторых детей, особенно с темной кожей, глаза имеют светло-коричневый цвет с самого рождения.


Новорожденные видят гораздо больше, чем мы привыкли думать, но все равно зрение еще неполноценно. Малыши видят нечетко, не способны концентрировать взгляд, у большинства из них наблюдается косоглазость. Иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону (нистагм). Все это нормальные явления для новорожденного ребенка, и объясняется незрелостью этих органов. И еще: обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появятся с 3-4 недели жизни. Отметьте себе время появления слезинок. Это первое важное достижение в развитии малыша.


Иногда утром вы можете заметить "закисание" глаз. Это происходит по причине попадания инфекции. Поэтому желательно посоветоваться со своим врачом и промывать глазные щели ребенка отваром ромашки, чаем. Такие симптомы могут также быть обусловлены непроходимостью слезного канала, что нуждается в лечении у детского окулиста.


Слух


Новорожденный ребенок воспринимает шум, реагируя на него замиранием. Он не умеет еще определять, откуда он исходит, и не поворачивает головы на звук. Но, услышав ваш голос, словно замирает, прислушиваясь, и успокаивается, если перед этим кричал. Проследите и сделайте вывод, что малыш действительно слышит.


Обоняние


Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму. В нашей практике встречались малыши, которые категорически отказывались от груди другой женщины и брали лишь "свою", то есть мамину грудь. Именно поэтому совет: не пользуйтесь резкими духами, так как малыш может воспринять вас как чужого человека и даже отказаться от кормления. Важную роль в развитии обоняния играет частый насморк. В таких случаях слизистая носовой полости утончается и перестает воспринимать раздражители, малыш может отказаться от кормления.


Насморк у новорожденного редко проявляется слизистыми отделениями. Это, как правило, отек слизистой оболочки. Поэтому, если у вашего малыша насморк, нужно перед каждым кормлением закапывать нос раствором сосудосуживающих капель.


Функционирование кишечника


Характер стула новорожденного зависит от характера вскармливания. При естественном вскармливании стул мягкий, кашицеобразный, кисловатого запаха, желто-золотистого цвета. Количество, у разных детей бывает разным: от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7 (сколько кормлений - столько раз и стул). И лишь если у малыша 8 и больше раз или же даже 7, но жидкого характера, со слизью или примесью непереваренной пищи (в виде беловатых крупинок), предупредите своего участкового врача о нарушениях.


При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневатого цвета, запах у него острый, неприятный, гнилостный. Частота будет меньшей - 1-3 раза в сутки. Если ребенок вскармливается адаптированными смесями, то характеристики стула будут приближаться к таким, которые бывают при естественном вскармливании.


О запоре у малыша свидетельствует стул один раз в двое суток, часто после применения клизмы или газоотводной трубки.


Мочеиспускание


Помните, что первые 2 дня грудной ребенок мочится очень мало - всего 2-4 раза. Это физиологическая норма, так как идет приспособление выделительной системы к новым условиям существования. Часто на пеленке после мочеиспускания вы можете найти красное пятно, будто от ржавой воды. Это также нормальное проявление "мочекислого инфаркта почек" со значительным выделением солей - уратов. На 5-6 день моча уже будет прозрачной, дитя станет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если частота мочеиспусканий 6 и меньше, - подумайте, достаточно ли молока получает ваш малыш.


Сон


Заметьте, 95% детей, которые родились доношенными в физиологических родах, спят хорошо. Но с 7-10 дня от рождения сон становится не таким глубоким и чередуется с периодами бодрствования. Поэтому надо сориентироваться в биоритмах ребенка, чтобы своевременно (а именно в период бодрствования) планировать его кормление, пеленание, купание. Соблюдение режима имеет исключительное значение.


Не волнуйтесь, если иногда ребенок пропускает время кормления. Когда такое случается редко, то это не означает, что ребенок заболел. Наоборот, если ребенок засыпает тяжело, а сон его неспокойный, - это должно быть основанием для тревоги.


Грудной ребенок нуждается в покое, удобстве и чистом воздухе. Поэтому комната, где стоит кроватка, должна быть уютной, без сквозняков, источников дополнительного шума (телевизор, радио). Учитывая неспособность малыша хорошо регулировать процессы теплопродукции и теплоотдачи, он может очень легко перегреться и даже получить тепловой шок. По этой же причине проконтролируйте, или не слишком закутан ребенок.


Здоровый грудной ребенок в кроватке должен лежать на боку. Но для предупреждения деформации головки необходимо каждый раз менять положение, чередуя правую сторону и левую. Кроватка должна иметь матрац, на который ложится клеенка, а на нее - простыня. Никакой подушки, особенно пуховой, не нужно. Во-первых, это опасность для ребенка: перегрева, возможность удушения, аллергизация пухом и т.п. Во-вторых, когда грудной ребенок спит без подушки, это помогает формировать нормальные физиологические изгибы позвоночника. Для накрывания можно воспользоваться шерстяным одеяльцем по размеру детской кроватки. Пуховое одеяло необходимо лишь зимой во время прогулок на улице.


Свежий воздух необходим малышу особенно во время сна. Поэтому, если есть возможность, на время дневного сна сделайте прогулку в парк, лес, в место, где было бы чем дышать. В худшем случае эту проблему помогут решить веранда, балкон, двор или же комната с открытой форточкой.


Чихание, зевание, содрогание во время сна - абсолютно нормальные явления для новорожденного. Конечно, если они не являются весьма выраженными и не сопровождаются признаками заболевания.


О плаче ребенка


Крик грудного ребенка является нормальным явлением. Он свидетельствует о проявлении темперамента, чувства голода или появлении признаков заболевания. "Крикливые" дети часто побуждают родителей к лишним волнениям, выискиваниям какого-то недуга. Но советую, прежде всего, изучить своего малыша и попробовать объяснить его чрезмерную "крикливость".


А причинами могут быть:


  1. Чувство голода. Убедитесь, что ребенок получает достаточно молока. Для этого можно провести контроль количества мочеиспускания на протяжении суток.


  2. Погрешности в уходе. Иногда это - весьма тугое пеленание, неумело одетая одежда с рубцами, мокрая пеленка или неудобное положение в кроватке.


  3. Проявления болезненности (боль в животе, насморк, опрелости). Конечно, понять своего ребенка сможет только мама. Она ощущает по интонации, тембру плача, чего именно хочет ее дитя, или что ему мешает. Не советую успокаивать малыша дополнительным кормлением или же колыханием на руках. Помните, что здоровый ребенок в течение суток может кричать до 1,5-2 часов. Это своеобразное проявление его активности и жизнеспособности. Если же вы удовлетворили потребность в том, что послужило причиной плача, ребенок сразу успокоится.


Когда у ребенка есть мозговые нарушения, то его крик будет "монотонным", хлипким или очень пронзительным, а сам он будет оставаться вялым. Малыш не успокоится даже после того, как ему предложат грудь или возьмут на руки.


Срыгивания и рвота


Еще одна проблема периода новорожденности - это срыгивания и рвота.


Срыгивание - выход через рот грудного ребенка воздуха с небольшим количеством непереваренного молока. Это случается спустя некоторое время после кормления (в продолжение часа).


Рвота отличается от срыгивания большим объемом рвотных масс, которые чаще имеют вид створоженного молока. Рвота может быть на определенное расстояние ("фонтаном"), через более продолжительный промежуток времени после кормления (за исключением рвоты, обусловленной врожденными аномалиями пищеварительной системы).


Причины, которые могут вызвать срыгивание или рвоту: перекармливание ребенка, интенсивное перекладывание, тугое пеленание ребенка после кормления, нервозность матери во время прикладывания к груди и даже состояние нервного напряжения в семье.


Если срыгивание и рвота случаются нечасто, они не отображаются на состоянии здоровья малыша и не влияют на прирост массы тела, и оснований для излишних волнений нет. Дело в том, что у новорожденных есть физиологические предпосылки к возникновению срыгивания. Это, прежде всего, - слабость мышечной системы входящего отдела желудка и довольно хорошее развитие исходящего отдела. Желудок грудного ребенка занимает положение, аналогичное открытой бутылке, из которой жидкость довольно легко вытекает. И еще, при сосании ребенок заглатывает воздух, который пока не имеет постоянного места локализации в желудке (у ребенка желудок еще окончательно не сформирован).


Все это обуславливает срыгивания и рвоту. У мальчиков они встречаются чаще.


Не следует, тем не менее, забывать, что рвота может быть первым признаком тяжелого заболевания: менингита, острой диспепсии, интоксикации и др. Поэтому, прежде чем начать какие-либо мероприятия, следует посоветоваться с педиатром.


Срыгивания можно уменьшить, или избавиться от них совсем, правильным прикладыванием ребенка к груди матери. Сразу после кормления поднимите новорожденного и слегка прижмите животиком к себе (так, чтобы головка ребенка была на вашем плече, а животик прикасался к груди), немножко походите, держа малыша в таком положении, поглаживая его по спинке до тех пор, пока не услышите, что воздух вышел через ротик. Тогда вероятность срыгивания или рвоты в дальнейшем обычно уменьшится.


Перед каждым кормлением рекомендуется также класть ребенка на живот. Это оказывает содействие освобождению желудка от воздуха и тренирует мышцы живота.


Кожа


Ваш новорожденный грудной ребенок имеет очень чувствительную к раздражениям и инфекциям кожу. Поэтому начните уход за ней с самого рождения. Помните, что кожа малыша более сухая, чем ваша, так как имеет меньше сальных желез для продукции жира, а степень защиты ее от раздражений очень низкая. Кроме того, частый контакт с мочой или калом, регулярные купания, особенно с мылом, вытирание кожи влажной пеленкой вызывают появление нарушений - опрелостей. Наиболее часто покраснения могут возникать в складках шеи, за ушками, под мышками, возле половых органов. Как только вы заметите такие покраснения на коже малыша, тщательно промойте эти участки водой (без мыла!) и высушите. Потом смажьте кожу малыша средством от опрелостей, выбор их на рынке очень широк.


Помните, что участки половых органов наших деток также требуют незаурядной чистоты. Поэтому после каждой дефекации подмывайте малыша водой с детским мылом. Нужно следить, чтобы кожа после подмывания была хорошо высушена, и лишь после этого можно смазывать ее мазью. Если же вы заметили, что на ягодицах или вокруг половых органов продолжительное время не заживляются опрелости, немедленно обратитесь к врачу.


Уход за пупком


Культя пуповины в норме отпадает на 5-7 день. Именно в это время вы и возвращаетесь домой. Как правильно ухаживать за пупком в этот период? Часто именно погрешности в уходе приводят к присоединению инфекции с возникновением омфалита (воспаления пупка) и, что часто случается, к распространению инфекции по всему организму с возникновением септических состояний (генерализация инфекции с попаданием возбудителя в кровь и другие органы). Поэтому присмотритесь внимательнее: или нет кровянистых или любых других выделений из пупка ребенка? Нормальна ли кожа вокруг пупка? В период новорожденности пупок в норме может выпячиваться. Он станет втянутым лишь на 2-3 году жизни, когда появится подкожно-жировая прослойка на животе.


В норме, если выделения из пупка отсутствуют, после выписки из родильного дома несколько дней его можно обрабатывать 2% раствором зеленки. Если же вы заметили выделения ("мокнущий" пупок), то обязательно сообщите об этом своему врачу. Такой пупок обрабатывается, как правило, 3% раствором перекиси водорода, а со временем 2% раствором зеленки. Можно прикладывать мазь с полимиксином или бацитрацином (по назначению врача).


Ваш участковый врач


Наилучшим врачом для вашего ребенка будет тот, который наблюдает за ним постоянно. Поэтому не следует часто менять врачей. Доверьтесь своему педиатру и во всех сомнительных ситуациях обязательно консультируйтесь с ним. После любого совета подруги, соседки, бабушки, которые уже вырастили ого (!) сколько детей, все-таки позвоните к врачу. Не стыдитесь задавать вопросы, даже если они будут казаться вам несущественными и смешными. Заведите себе блокнот, записывайте все, что вам хотелось бы уточнить, спросить, проверить. Здоровье вашего ребенка - превыше всего!


Врач-педиатр и участковая медсестра детской поликлиники посетят вашу семью уже в первые три дня после выписки из родильного дома. Первое посещение будет наиболее детальным, поэтому подготовьтесь и вы: припомните и задайте все вопросы, которые вас интересуют. Следующее, второе посещение, произойдет через день от предыдущего, врач должен убедиться, что с малышом все обстоит благополучно. Потом педиатр придет к вам, когда малышу исполнится три недели, а потом - в возрасте один месяц. Эта встреча уже должна состояться в "День здорового ребенка" в вашей участковой поликлинике, где, кроме своего осмотра, врач предложит вам взвесить малыша, измерить длину тела, окружность головы, груди, а при необходимости (например, в случае подозрения о развитии какого-то заболевания), проконсультировать ребенка у специалиста (невролога, ортопеда, отоларинголога).


Так вот, еще раз акцентирую: будьте всегда внимательными к своему ребенку, старайтесь максимально его понять и помочь.


Мои достижения


Интеллектуальные


  · Активен на протяжении одного из десяти часов.


  · Большинство времени имею равнодушный вид.


  · Помню вещи, которые на протяжении нескольких секунд появляются повторно.


  · Кричу, когда нуждаюсь в помощи.


  · Замолкаю, если берут на руки.


Социальные


  · Устанавливаю контакт глазами.


  · Сосредоточиваю взгляд на лице мамы в ответ на ее улыбку.


  · Приспосабливаю свое положение к человеку, который меня держит.


  · Реагирую на человеческий голос.


Сенсорно-моторные


  · Смотрю на вещи, но еще не тянусь за ними.


  · Кратковременно перевожу взгляд на свет или яркий предмет.


  · Если мама вложит в ладошку погремушку, схвачу ее, но быстро выпущу.


  · Прильну к груди, даже если меня не кормят.


Физические и физиологические


  · Движения рук, ног и кистей все еще нескоординированы.


  · Спонтанно сосу, кисть держу немного раскрытой или в кулачке.


  · Ножки и ручки находятся в полусогнутом положении.


  · Часто поворачиваюсь со спинки на бок.


  · Мочеиспускание произвольное при наполнении мочевого пузыря, до 20-25 раз в сутки.


  · Стул частый, до 6-7 раз в сутки (при грудном вскармливании).


  · Сплю около 18-20 часов в сутки с 7-8 пробуждениями.
Ребенку пять месяцев
Ребенку пять месяцев Именно теперь жизнь заставляет малыша двигаться, изучая окружающий мир и самого себя, ведь любопытство берет свое. Все, что можно, отправляется в рот! И никакой лени! Гордитесь тем, насколько настойчив именно ваш малыш!

  Физическое развитие


На этом месяце жизни вес малыша увеличивается еще меньше, и он набирает в среднем 650-700 г, то есть по 150 г каждую неделю. В общем, его вес, сравнительно с тем, что был при рождении, должен удвоиться. Тем не менее, если ваш ребенок родился "великаном", увеличение массы тела вдвое он сможет достичь немного позже. Если же, наоборот, при рождении малыш весил меньше 3 кг, то удвоение веса ждите около четырех месяцев.


За время от рождения до пяти месяцев ребенок вырастает на 13-15 см. С каждым следующим месяцем рост малыша постепенно замедляется. Одни дети растут, периодически ускоряя темпы, а потом будто бы замедляя их. Каждый малыш имеет свою индивидуальную программу роста и развития. Мы, взрослые, также являемся разными: по росту, упитанности, конституции, поэтому оставьте приоритет трактовать, достаточно ли малыш набирает в массе и росте, педиатру, который даст оценку объективно, учтя все особенности.


Двигательная активность


В этом возрастном периоде у малыша появляется довольно выраженная гибкость всех частей тела. Однажды вы зайдете в комнату и застанете свое чадо за упражнением "аэроплан". Лежа на животе, малыш подтягивает вверх головку, выравнивает и разводит в стороны ручки и поднимает вверх ножки. Спинка у него при этом напрягается и становится прямой или немножко выгнутой в середину. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш тренируется самостоятельно. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы спины и шеи. Обычным явлением для вас должно стать и то, что ваш пятимесячный малыш охотно и запросто доносит ко рту пальчики своих ног. Это так интересно для него! И так легко выполнить! Жаль только, что нам, взрослым, это не по силам.


Лежа на спине, малыш самостоятельно выполняет еще одно упражнение - "мостик". Упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, будто бы выгибаясь в дугу. Не волнуйтесь, ведь это также своеобразная гимнастика.


Удачнее получаются переворачивания со спины на живот и наоборот. Поэтому, одевая ребенка, который лежит на столе или диване, старайтесь расположить его перпендикулярно к краю, чтобы он не упал, когда вы отвернетесь, например, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте малыши начинают получать травмы от ударов во время падения.


Передвижение по поверхности (стол, кроватка, манеж, диван) становится боле доскональным. Это также надо учитывать и не оставлять ребенка самого в потенциально опасном относительно падения месте. Взгляните, как ваш сын или дочь настойчиво одолевает сантиметр за сантиметром, манипулируя ручками, коленями, ступнями. И движения получаются значительно лучше, чем месяц назад.


Если предложить малышу яркую игрушку, он с готовностью ее хватает всеми пальцами и крепко удерживает. Если это погремушка, то ее тарахтение вызовет большой интерес. Малыш, знакомясь с полученной от вас игрушкой, внимательно рассматривает ее, а со временем обязательно отправляет - в рот. Не мешайте этому (конечно, если игрушка не имеет острых углов или сторон и токсического крашенного покрытия)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Любимое занятие для пятимесячного малыша это сосание, временами даже одеяла, которым вы так старательно стараетесь его укрыть.


И вообще, жизнь ребенка становится очень насыщенной. Большинство активного времени (периода, когда малыш не спит) посвящается становлению двигательных привычек, "разговорам", конечно на "своем" языке, восприятию окружающих звуков и исследованию всего, что попадается на глаза, слух, или под руку. Уже в 7 часов утра (или даже раньше) малыш готов заняться каким-то делом, в отличие от вас! Вам же совсем, наверное, не хочется играться так рано! Так вот, лучше с вечера положите в кроватку, где спит малыш, одну - две яркие игрушки. Тогда вы сможете немножко дольше поспать утром и, проснувшись, застанете своего малыша играющим.


Чувствительность кожи


Ваш малыш уже подрос, стал более подвижным и пробует самостоятельно сидеть. Его кожа окрепшая, сравнительно с первыми днями жизни. Но риск появления раздражений на его нежном тельце еще довольно большой. Чрезмерная подвижность малыша иногда может приводить к возникновению раздражения кожи в местах, которые более всего подвергаются трению. Оно проявляется появлением красных пятен на голове, спине и ножках. Иногда возникает и "потница". В местах, которые имеют много потовых желез (кожа головы, паховые и подмышечные складки, участок шеи), появляются мелкие элементы высыпаний ("прыщики") красного или розового цвета. Не волнуйтесь по этому поводу чрезмерно. Просто:


  · старайтесь оставить минимум одежды на ребенке;


  · проследите, или нет жестких швов на одежде малыша, которые бы могли вызвать раздражение;


  · убедитесь в том, что кроватка малыша удобная, простыня не шершавая;


  · не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;


  · не оставляйте больше чем на три часа малыша в подгузнике;


  · чаще купайте ребенка, летом даже трижды в день, но помните, что только раз в неделю малыша можно купать, используя мыло, 2-3 раза в неделю - в отварах трав ромашки, шалфея и хвои (по назначению врача);


  · после купания обработайте участок раздражения детским маслом, кремом или присыпкой.


Половые органы


Еще одной проблемой для родителей пятимесячного ребенка может стать то, что малыш "изучает" свои половые органы. Большинство из вас сразу реагирует на это с беспокойством. Ну и зря! Ведь половые органы есть такой же частью тела ребенка, как рука, нога, ротик и прочее. Малыш просто приступил к изучению еще одного участка своего тела. Естественно, что он крайне интересен для глаз и рук малыша. Не волнуйтесь, что это "аморально" или "грязно". Лучше используйте момент и назовите ребенку все части, которые изучаются. Это успокоит вас. А малыш, улавливая спокойный тон вашего голоса, приступит к другому занятию.


Прогулки


Коляска для прогулок становится любимым средством для передвижения. Причем, в этом возрасте малыш настойчиво требует гулять в сидячем положении. И это понятно, ведь столько интересного вокруг можно увидеть: большая машина, собачка, птичка, цветок и - все то, что вы предложите. Поэтому будьте так любезны и показывайте каждый день ребенку что-нибудь новое. В награду получите счастливую улыбку!


Усаживать ребенка на длительное время на пятом месяце не желательно. Особенно если вы видите, что при этом спина ребенка становится круглой (т.е. не выпрямляется). Но, прогуливаясь, можете обеспечить ему положение, полусидя, учитывая желание все увидеть.


Общение


Чуть ли не самым важным и самым любимым делом ребенка становится общение. С каким наслаждением малыш пищит, ворчит, аукает, складывая губы то трубочкой, то вытягивая их в улыбку. Все делается, лишь бы послушать себя или же привлечь ваше внимание. Но наибольшее наслаждение малыш, все-таки, получает, проводя время вместе с вами. Именно теперь вы ощущаете, как "ноет" ваша спина после продолжительного общения с собственным чадом, когда оно хочет видеть мир лишь из ваших рук. Поэтому привлекайте к этой процедуре папу, бабушку, дедушку.


Звуки, которые выдает малыш, еще не совершенные. Они являются гортанными, губы и язык не берут участия в их формировании. Наедине малыш с готовностью заводит свою "песню", которая, как правило, заканчивается высоким тоном. Любимой игрой остается "общение" с вами, когда вы повторяете его "песню". Ведь это стимулирует к продолжению "беседы". Отдельные звуки (любимым из них часто становится звук "а") в этой "песне" невольно соединяются в "цепочку": да-да-да-да... Конечно, это произносится бессознательно, но со временем в первых словах такие звуки будут лучше получаться.


Слух


Слух становится лучше. Малыш четко узнает направление, откуда появился звук, реагирует на него улыбкой или вскрикиванием, содроганием или плачем. Тем не менее, любимым звуком остается человеческий голос и особенно - ваш! Разговаривайте постоянно со своим ребенком. Называйте каждый предмет, формируйте вслух простые предложения, рассказывайте небольшие рассказы.


Если есть необходимость проверить, хорошо ли слышит ребенок, сделать это можно именно теперь. Обеспечьте полную тишину в комнате. Отойдите на расстояние 5-6 м и средней силы голосом что-нибудь скажите или же ударьте в ладони. Услышав звук, малыш повернет голову в вашу сторону и будет стараться глазами отыскать вас. Повторите, расположившись, с другой стороны. При проведении такого теста малыш должен быть в хорошем расположении духа, спокойным.


Если у вас возникли подозрения относительно ослабления слуха вашего ребенка, немедленно обратитесь к детскому ЛОР-врачу.


Зрение


В этом возрасте малыш фиксирует взгляд на предмете, который вы показали, и следит взглядом и вращением головы за передвижением того, что его заинтересовало. Косоглазие, которое наблюдалось у ребенка раньше, должно исчезнуть. Если же вы уверены, что ребенок продолжает "косить" глазами, сообщите об этом своему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Для совершенствования функции мышц, которые двигают глазом, можно выполнять несколько раз в день простенькое упражнение. Расположите перед глазами малыша на расстоянии 30-40 см какой-либо блестящий предмет и поводите им с одной стороны в другую, сверху вниз. Конечно, такое занятие быстро надоедает ребенку, поэтому долго не мучайте малыша, а сделайте еще раз такую тренировку немножко позже.


Изучаем окружающий мир


Зеркало, которое попало в руки малыша, становится предметом для игры. Малыш, конечно, сперва полностью обследует новый предмет всеми возможными способами, а со временем замирает, увидев свое отображение. Для него это сильное острое ощущение. Хотя малыш не воспринимает пока что отображение в зеркале как "свое", но впечатления остаются, и в следующий раз именно они будут источником повышенного внимания.


Взгляните, как внимательно изучает вас малыш! Сначала ваши глаза, следя за их движением, потом нос, губы, руки, одежду. Это все запоминается, и, таким образом, формируется образ наиболее дорогого человека в мире - мамы! А какой сбитый с толку вид имеет малыш, если вдруг ваша одежда окажется на бабушке или совсем незнакомой ему тете. Такое "преобразование" малышу еще тяжело осознать, поэтому вам не следует усложнять для него восприятие окружающего.


В этом месяце или вскоре вы столкнетесь с реакцией на незнакомца. Малыш бурно реагирует на бабушку или дедушку, которые редко посещают внука или внучку. Вашим родным может показаться непонятным, почему их отнесено к категории "незнакомцев". Но, чтобы уменьшить беспокойство ребенка, старайтесь не оставлять малыша "незнакомцам" ни на минуту. А если планируете какое-то дело, захватите с собой малыша в рюкзачке (конечно, если это не поход в многолюдные места, и если это не кратковременное путешествие). Кстати, старайтесь носить в рюкзачке малыша не дольше 2 часов.


Если вы все-таки пойдете по делам вместе, то сделаете малышу праздник. Ведь он будет иметь возможность увидеть других людей, понаблюдать за процессом вашего общения с людьми. А вы заодно получите много комплиментов по поводу прекрасного ребенка, похожего именно на вас.


Встреча с педиатром


Обсудите со своим врачом правильность режима и питания малыша. Не забывайте о закалке малыша и узнайте о новых упражнениях ежедневного массажа. Посещение детской поликлиники в "День здорового ребенка" должно происходить ежемесячно.


Мои достижения


Интеллектуальные


  · Произношу несколько громких гласных (а, э, и, ы) и согласных (д, б, м, к) звуков, пробую соединить их в слоги.


  · Могу отличить себя от других в зеркале.


  · Оглядываюсь в новом помещении.


  · Хочу притрагиваться, хватать, трясти, сосать любой предмет, который попадает в руки.


  · Наблюдаю за предметом, который падает.


  · Удовлетворение проявляю писком, рычанием, визжанием.


  · Стремлюсь имитировать услышанные звуки, увиденные движения.


Социальные


  · Улыбаюсь и «общаюсь», чтобы привлечь внимание и перейти к игре.


  · Высказываю протест взрослому человеку, который хочет отобрать игрушку.


  · Хорошо знаю родителей, могу обижать своим недоверием незнакомых людей, особенно женщин.


  · Люблю играть во время кормления.


  · Имитирую мимику лица взрослых.


Сенсорно-моторные


  · Тяну руки к предмету, который можно схватить, крепко держу его в руках.


  · Могу удерживать игрушку одной или же двумя руками.


  · С готовностью играюсь погремушкой.


  · Пробую садиться, "балансирую" головой и хорошо ее удерживаю прямо.


  · Могу передвигаться, ползая, перекатываясь, чем создаю возможность падения.


  · Легко поднимаю ступни ко рту, сосу пальцы ног.


Физические


  · Набираю в массе на протяжении месяца 650-700 г, или 150 г каждую неделю.


  · Мой вес сравнительно с тем, что был при рождении, удваивается.


  · Вырастаю с момента рождения на 13-15 см.
  • Читать дальше...
Ребенок к концу первого года жизни
Ребенок к концу первого года жизни
Физическое развитие
Темпы роста и набора в массе к окончанию первого года жизни постепенно замедляются. Вместо этого растет двигательная, умственная активность. На протяжении одиннадцатого месяца вес малыша увеличивается в среднем на 400 г, рост на 1,5-2 см. Общие показатели массы и роста постепенно приближаются к нормам для ребенка годовалого возраста.


Двигательная активность
Теперь каждый день маленькой личности насыщен движениями и проходит под лозунгом: "Ни одной минуты на месте!". Вы подолгу гуляете с малышом, берете его с собой в магазин, в гости. Днем вам нужно подстраховать себя от неожиданностей, а ночью - обеспечить крепкий сон ребенку. В этом вам помогут подгузники, которые по возможности должны не препятствовать движениям малыша, надежно удерживать жидкость и не допускать ее протекания на одежду и белье.


В этом возрасте малыш может начать самостоятельно ходить. Ведь путешествие вдоль мебели, в конце концов, закончится самостоятельными шагами, без поддержки. Сначала это будет один шаг, впоследствии еще один. При необходимости ребенку удается подниматься на пальчики ног или поднимать одну ножку. Наступило время приобрести своему чаду первую пару обуви! Она не должна быть слишком твердой. Особенно это касается участка подошвы. Мышцы ступни еще не сформированы, поэтому можно не волноваться о появлении плоскостопия. Такой диагноз ставится только в трехлетнем возрасте. Когда малыш начнет ходить уверенно, можно перейти на обувь с плотной подошвой, которая содержит на внутренней срединной части мягкое возвышение - супинатор, который будет предупреждать появление плоскостопия.


Встать из положения сидя, у ребенка уже не вызывает трудностей, достаточно легко происходит и обратное действие. Малыш не боится сесть из положения стоя, предварительно глазами изучив место "приземления".


Охотно преодолеваются высоты стула, стола, подоконник. Спуститься с возвышений на пол помогают юному экспериментатору ноги. Сначала малыш со стула изучает пол и высоту, а впоследствии спускает ножки и начинает "щупать" ими твердую поверхность. Если это не удается, то малыш громкими сигналами зовет вас на помощь!


К сожалению, такие маневры не обходятся без падений. Ведите себя разумно! В любом случае не спешите с успокоениями, воспитывайте стойкость к проявлениям судьбы человека (если, конечно, вы уверены, что серьезного вреда малыш себе не причинил). Просто отвлеките внимание ребенка от неудачи чем-то смешным. Увидите - ответом будет смех!


Ходьба при поддержке или же самостоятельно еще не уверенная. Ребенку нужна ваша помощь. Поддерживайте малыша под мышки или же за ручки. С каждым днем поддержку ослабляйте. Но помните, что без помощи малыш может упасть и больно удариться. Иногда после неудачной попытки ребенок на несколько недель отказывается от попыток хождения. Потому что победил страх! Но не волнуйтесь, время впоследствии смягчит те ощущения, и малыш пойдет. Стимулируйте желание ходить. Обязательно хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Похвалу любят все!


Если вы присмотритесь внимательнее к ножкам вашего ребенка, то увидите, что ступня немного вывернута в средину. Не волнуйтесь, это явление временно. Причиной его является незрелость мышечного аппарата. Впоследствии, до конца первого года жизни, все нормализуется.


Речь
У большинства малышей этого возраста остается предыдущий запас слов, только иногда он незначительно увеличивается. По данным исследований, объем словарного запаса и навыков речи на первом году жизни не свидетельствуют о степени будущего умственного развития. Некоторые дети начинают говорить в два и больше лет, а становятся чрезвычайно талантливыми детьми, другие наоборот.


Помните, что малыш постоянно пополняет свой пассивный словарь. То есть, названия запоминаются и связываются с конкретными предметами. Наступило время учить малыша вежливости. Обращайте его внимание на слова "пожалуйста", "спасибо", не забывайте употреблять их сами, когда общаетесь с ребенком. Хотя будьте готовы к тому, что в ответ на ваши обращения ничего не услышите - малыш сконцентрирован на совсем других занятиях.


В любом случае не пытайтесь воспитывать "гения" и уже в это время начинать учить с ребенком буквы. Еще рано. Мозг малыша не готов к сложному занятию. И даже, если вам удалось научить его нескольким буквам или цифрам, то что-нибудь другое упустите (например, в формировании навыка ходьбы).


Восприятие окружения
В один прекрасный день вы заметите, что малыш определенные ваши просьбы пропускает "мимо ушей". Это не по причине нежелания выполнить их. Просто-напросто малыш на момент вашего обращения очень сконцентрирован на одной из "своих" проблем: как что-то достать из недоступного места, как заглянуть куда-то, где он еще не смотрел, и т.п. Вы можете также заметить, что малыш начал сильно дергать себя за ухо. Объясняется данное явление тем, что именно в это время может прорезаться первый моляр (коренной молочный зуб), который раздражает нервы соответствующей стороны. Появление этого зубчика временами сопровождается болевыми ощущениями, повышением температуры, беспокойством. Если температура длительное время не спадает, и это совмещается с усилением беспокойства малыша, выделениями из ушка, особенно гнойного характера (они будут иметь неприятный запах), немедленно обратитесь к врачу. Такое состояние нуждается в лечении!


В другом случае, если вы заметили только покраснение кожи вокруг уха, а предварительно обратили внимание, что малыш интенсивно дергал себя за ушко, можете быть спокойны - это просто раздражение кожи.


Сон
Большинство детей днем уже спят только один раз. Но "ночной" сон тогда продлевается. Время дневного сна в этом случае пытайтесь сместить к обеду (желательно к 1-2 часу дня), чтобы до вечера малыш не становился слишком раздражительным. Если вы купали малыша утром или днем, перенесите время купания на вечерние часы. Это поможет малышу расслабиться, подготовиться к сну.


Участковый врач
К сожалению, ваш малыш в настоящий момент является очень восприимчивым к окружающим инфекциям. В этом возрасте заболевания, как правило, проявляются высокой температурой (38 градусов и выше). Температура поднимается очень быстро, и часть детей даже реагирует так называемыми "фебрильными" судорогами. Они проявляются подергиваниями отдельных групп мышц - рук, ног, туловища и, совсем редко, общими (генерализованными) проявлениями, даже с остановкой дыхания. Поэтому обсудите с врачом методы снижения возможной высокой температуры.


Достижения
Интеллектуальные
  · Связываю названные предметы с пространством их существования ("самолет - в небе").


  · Имитирую интонации разговоров взрослых.


  · Сравниваю возможность выполнения действий правой и левой половинами тела.


  · Разговариваю, повторяя "цепочку" простых слогов.


Социальные


  · Люблю игры с мячом.


  · Пытаюсь вызвать одобрение моих действий и не люблю неодобрения.


  · Не всегда охотно общаюсь. · Умею выразить неудовлетворение.


Сенсорно-моторные


  · Люблю "читать", листая страницы любой книжки.


  · Играюсь предметами, которые складываются друг в друга.


  · Могу поднести ложку ко рту.


  · Умею снимать свои носки и вытягивать шнурки из обуви.


  · Самостоятельно сажусь из положения стоя.


  · Могу стоя, при необходимости, подняться на "носочки". · Хожу с поддержкой.


Физические


  · Набираю в массе в течение месяца 350-400 г.


  · Увеличиваю рост на 1,5-2 см.
  • Читать дальше...
Развитие ребенка на четвертом месяце жизни
Развитие ребенка на четвертом месяце жизниГрудной ребенок, который продолжительное время для вас оставался новорожденным нежным созданием, хотя период новорожденности заканчивается с первым месяцем жизни, уже начинает получать другой статус, проявляя все новые и новые способности. Вы осознаете, что малыш растет, и это проявляется не только в увеличении массы тела, но и в двигательных привычках, общении, его собственном восприятии окружающей среды. Формируется новый человек, личность. И одна из важнейших ролей в становлении этого человека отводится именно Вам...



  Присмотритесь внимательнее к волосам малыша. В этом возрасте закладывается новый цвет и качество волос. Возможно, вы не заметили, что в течение нескольких последних недель малыш теряет свои первичные волосики (нежные, тонкие, часто кудрявые), с которыми он родился, и вместе с тем отрастают новые. Этот процесс будет длиться месяц или два. Цвет глаз также изменяется. Если ребенок родился с голубыми глазами, то именно теперь вы заметите, что они темнеют, и со временем ваш малыш станет кареглазым, как и вы. Только тогда, когда голубой цвет глаз будет оставаться до шести месяцев, можете надеяться, что это - навсегда.


Малыши, родившиеся у смуглых кареглазых родителей, преимущественно имеют светло-коричневый цвет глаз. Но когда ребенок достигает четырехмесячного возраста, его глаза становятся темными, как у родителей.


Физическое развитие


Конечно, малыш продолжает набирать в массе. Если у вас есть возможность контролировать прирост массы каждую неделю, то он должен составлять 140-170 г. На протяжении всего четвертого месяца жизни ребенка масса увеличивается на 600-750 г. Хотя не забывайте, что эти показатели есть лишь ориентировочными нормами. Каждый грудной ребенок имеет свои, запрограммированные природой, темпы увеличения массы. Длина тела увеличивается приблизительно на 2-2,5 см. Тело постепенно, в меру усовершенствования и развития мышц, приобретает крепкий, сформированный для грудного ребенка, вид.


Двигательная активность


Под конец четвертого месяца малыш уже уверенно манипулирует своей головкой. Он продолжительное время удерживает ее, лежа на животе. А в положении на спине легко поднимает голову, дотрагиваясь, подбородком к груди, чтобы "тщательнее" рассмотреть свои ступни. Кроме этого, малыш с готовностью крутит головкой во все стороны, следя за окружающим.


Если в прошлом месяце не было удачных попыток перевернуться со спины на живот или наоборот, то в течение этого месяца малыш способен научиться выполнять это упражнение. Причем, лежа на животе, ребенок уже способен опираться на предплечье обеих рук и делает попытку переложить удержание своей грудной клетки и головы на одну руку, с целью освободить другую для того, чтобы что-нибудь ухватить.


Руки остаются объектом пристального внимания. Грудной ребенок сводит ручки к средней линии, следит за ними целенаправленным, координированным взглядом. Пальцы рук не сжаты. Совершенствуется координация движений рук. Ребенок захватывает игрушку, крепко держит ее, водит вместе с рукой. Потом случайно может невольно упустить. Когда игрушка в руке, малыш следит за ее движениями глазами и проявляет удовлетворение, улыбаясь своей удаче. Как и раньше, собственные кулачки, пальчики или погремушка обязательно "дегустируются" на вкус.


В этот период любимым упражнением малыша становятся активные движения ножками - "велосипед". Колени еще согнуты в состоянии покоя, но время от времени ребенок их разгибает. Занимаясь гимнастикой, можете заметить довольно хорошую подвижность ножек во всех суставах.


Если же малыша поставить вертикально с опорой для ступней, он также может сгибать и разгибать ножки, будто бы приплясывая. Большинство малышей очень любят такие занятия, особенно под ваше пение или музыку.


Бывает, что ребенок на четвертом месяце жизни проявляет попытки к плаванию в положении на животе. Эти движения похожи на рудиментарные (т.е. те, что исчезают) привычки плавания в животе матери. Однако это не так. Взгляните внимательнее, как малыш сопит, закашливается, стонет, недовольно бормочет и даже кричит от неудачных стараний. Это попытки ползать! Как жаль, что в нас, взрослых, не хватает такой решительности и настойчивости в достижении определенной цели!


Наверное, большинство из вас старались в этом возрасте посадить малыша. С вашей поддержкой это возможно. И сколько удовлетворения в глазах малыша! Заметьте, что головка при этом поддерживается в вертикальном положении самостоятельно!


Ни в коем случае не следует оставлять ребенка в положении сидя на продолжительное время (взгляните, как при этом выгибается горбом спинка!). Вы рискуете утомить малыша или привести к деформации позвоночника. Еще не время сидеть! Применяйте этот элемент как часть гимнастического комплекса. Подтяните ребенка за ручки, в положение сидя, потом медленно опустите.


Часто при движениях ручек и ножек в суставах (коленных и локтевых) можно услышать потрескивание. Нет оснований для волнения. Через месяц или два, когда мышцы туловища, рук и ног окрепнут (с вашей помощью во время занятий гимнастикой и массажем), эти явления исчезнут. Причина появления потрескиваний это функциональная незрелость суставного аппарата, в состав которого входят кости, сухожилия, хрящи и мышцы.


Зрение и световосприятие


Малыш хорошо охватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Движения глазных яблок уже координированные. Если на таком расстоянии водить перед глазами яркими предметами красного, желтого, оранжевого, светло-голубого цвета, ребенок будет следить за ними взглядом по всем направлениям: вверх, вниз, в правую сторону, в левую сторону. При этом глаза уже не должны косить.


Под конец месяца ваш малыш начинает наслаждаться окружающим миром в цвете.


Общение


Ребенок четырехмесячного возраста обращает внимание на шум, проявляет любопытство, как к слабым, так и к громким по интенсивности звукам. Известно, что все малыши этого возраста с готовностью отдают предпочтение музыке. Возьмите это на вооружение, когда стремитесь успокоить раздраженного ребенка. И все же максимум удовлетворения ваш малыш получает от собственных звуков. Он повторяет "удачную" их комбинацию снова и снова, будто стараясь запомнить собственное вокальное произведение.


Кстати, много из таких слогов позднее значительно легче будут произноситься как составляющие настоящих слов. Своеобразное "бульканье" постепенно сменяется на "хихиканье", а потом на отдельные звуки "е", "и", "а", "га" и др.


Новым для вас будет и то, что малыш громко хохочет, если вы, играясь, пощекочете его. Эта реакция на вашу "щекотку" является сигналом социального развития. Если же вы замечаете изменение настроения, попробуйте себе это объяснить. Почему ребенок стал сонливым, апатичным или же, наоборот, раздраженным? Может потому, что вы ограничили его объем восприятия! Исправьте эту ошибку. Во время прогулки получите удовлетворение, следя, как реагирует малыш на живую розу, ветвь елки, свежие фрукты, листочки, снег, птичку и на много других вещей. Вы же выполняете чрезвычайную миссию - впервые в жизни этого создания знакомите его с миром!


В награду обязательно получите искреннюю улыбку.


Улыбка остается, как и в предыдущем месяце, основным проявлением удовлетворения и счастья. Она становится проявлением любви ко всем, кто проявляет заботу и внимание к малышу. Разговаривайте больше с малышом, хвалите за каждое достижение, помогайте успешно преодолеть этот путь развития.


Сон


Сон теперь становится более глубоким, беспрерывным и длится 10-11 часов. Днем малыш спит два или три раза: один утром и два после обеда. В котором именно часу укладывать малыша в кроватку, зависит от его индивидуальных биоритмов. Это вы заметите самостоятельно.


Заметив первые признаки усталости, уложите ребенка в кроватку. Эти проявления у каждого малыша индивидуальные. Но есть некоторые, которые встречаются у подавляющего большинства грудных детей: зевание, растирание глаз и отказ от игры бывают у всех деток. Тем не менее, есть дети, которые, наоборот, становятся чрезмерно активными при усталости или начинают интенсивно сосать свой большой палец на руке или ритмически крутить головой. В этой ситуации все зависит от вашего таланта разгадать "код засыпания" малыша.


Первый зуб


Под конец четвертого месяца жизни, возможно, начнут прорезаться первые молочные зубки, хотя на сегодняшний день у большинства грудных детей первые зубы появляются преимущественно в шестимесячном возрасте. Признаками прорезывания зубов будут раздражительность, беспокойство малыша, кусание деснами всего, что попадает в рот, иногда повышение температуры тела до 38-39 градусов, жидкий стул и даже ринит. Какие именно признаки будут у вашего ребенка, зависит от количества зубов, которые прорезаются, зрелости и совершенства центральной и периферической нервной систем, типа телосложения, состояния иммунной системы организма.


Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца. При прорезывании десны в этом месте покрасневшие, отекшие. Малыш раздраженно растирает этот участок всем, что тянет в рот. Поэтому в этот период важно приобрести резиновое кольцо или фигурку, наполненную внутри водой. Кольцо кладут в холодильник, а потом дают малышу. Холод успокаивает десну, снимает зуд и боль. В аптеках есть в продаже препараты, которые содержат в своем составе анестезирующее вещество, которые выполняют дубильную и обезболивающую функции, а также успокаивают раздражение десен.


Посещение педиатра


Вероятно, вы уже хорошо знакомы со своим врачом и можете выяснить все вопросы, которые вас беспокоят. Помните о целесообразности соблюдения определенного режима дня, питания, следите за порядком введения новых продуктов, посоветуйтесь относительно новых игрушек для малыша, которые бы лучше всего развивали его психоэмоциональную сферу. Педиатр проконтролирует, достаточно ли проводится профилактика рахита, анемии.


Ваш малыш растет, требуя от вас все новых и новых умений его понять и помочь. Но даже если вы не "новоиспеченная" мама, а опытная, у которой есть уже старшие дети, не полагайтесь на свой опыт в воспитании предыдущих детей, а постоянно познавайте, наблюдайте, совещайтесь со своим семейным врачом или педиатром. От этого зависит здоровье и будущее всей вашей семьи.


Мои достижения


Интеллектуальные


  · Активный период по часу и больше в дневное время между периодами сна.


  · Имею кратковременную память от пяти до семи секунд.


  · Улыбаюсь и издаю звуки больше в присутствии людей, чем в одиночестве.


  · Люблю создавать новые звуки и имитировать знакомые тона.


Социальные


  · Смеюсь, когда со мной говорят, и требовательно кричу, если игра вдруг прекращается.


  · Интересуюсь своим отображением в зеркале и улыбаюсь ему.


  · Выдаю звуки, чтобы привлечь чье-нибудь внимание.


  · Смеюсь, если меня щекочут.


  · Восторженно слушаю музыку.


  · Люблю объединять прием пищи с игрой.


Сенсорно-моторные


  · Могу удерживать маленькие предметы между большим и указательным пальцами.


  · Тяну все объекты к себе и "дегустирую" во рту.


  · Изумленно смотрю на место, с которого только что упал исследуемый объект.


  · Плескаюсь в воде во время купания.


  · Проявляю любопытство к запахам и различаю их.


  · Готов к началу употребления твердой пищи (прикорм).


  · Могу самостоятельно переворачиваться со спины на живот и наоборот.


  · Поворачиваю голову во все стороны в положении лежа на спине и на животе.


  · Пробую выполнить "плавательные" движения и передвигаюсь в кроватке.


  · Фокусирую взгляд на разные расстояния.


  · Удерживаю головку в поднятом положении продолжительное время.


Физические


  · Набираю в массе 700-750 г.


  · Вырастаю на 2-2,5 см.
  • Читать дальше...