Билингвизм: хорошо или плохо?
Билингвизм – это одновременное изучение двух языков. Причины двуязычия разные – миграция населения, межнациональные браки, более одного государственного языка в стране и т. д.
Билингвизм: "плюсы" и "минусы"Может ли ребенок справиться с такой умственной нагрузкой, как двуязычие? С какими сложностями предстоит столкнуться родителям будущего билингва?
Среди специалистов разных сфер существует спор о пользе и вреде билингвистического воспитания. Противники считают, что изучение второго языка может мешать усвоению первого. Сторонники, наоборот, заявляют, что билингвизм благоприятно влияет на умственное и речевое развитие. В любом случае, делать какие-то выводы нужно, учитывая конкретную ситуацию. Задумываясь о плюсах и минусах раннего билингвизма, необходимо понимать разницу между развитием речи ребенка, изучающего один язык, и ребенка-билингва.
До определенного возраста дети говорят на свой лад, искажая и упрощая структуру слов. В этот период у ребенка-билингва происходит смешение языков, он еще не понимает разницу между ними, но начинает пользоваться словами, более удобными для произнесения. Предложение может начинаться на одном языке, а заканчиваться на другом.
В возрасте 3-3,5 лет ребенок начинает понимать разницу и прилагать усилия для произношения правильной фразы на одном языке. После 4 лет можно судить о доминировании какого-либо из языков, в зависимости от того, какой из них он слышит чаще.
Некоторые ученые считают, что одновременное изучение нескольких языков приводит к повышению интеллектуального уровня человека, способствует развитию его творческого мышления, помогает в успешном усвоении учебного материала. Почему же считается, что билингвизм может стать причиной логопедических проблем?
Причина скорее не в самом билингвизме, а в неправильном подходе к изучению нескольких языков. Пребывание в многоязычной среде бывает недостаточным для полноценного билингвистического воспитания, ведь язык может стать просто звуковым фоном. Положительного эффекта можно ждать только тогда, когда родители, принимая решение о двуязычном воспитании ребенка, прилагают массу усилий для усвоения двух языков на очень высоком уровне. Кроме того, психологическое отношение к дополнительной языковой нагрузке тоже напрямую зависит от семьи.
Необходимо учитывать, что интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, аутизм и т.п. препятствует успешному усвоению даже одного языка. В случае с билингвизмом введение второго языка только усугубит ситуацию.
Иностранный язык в школеПриобщение детей к иностранному языку приобрело массовый характер. Почти во всех детских садах существуют языковые кружки, в программу начального образования уроки иностранного языка введены уже со 2 класса.
Изучение иностранного языка в дошкольных и школьных учреждениях преимущественно строится на знаниях родного языка и не является билингвизмом, так как в большинстве случаев ведет к усвоению второго языка на уровне «разговорный со словарем». Если у ребенка проблемы с родной речью: маленький словарный запас, путаница в определении слов, нарушения звукопроизношения,- учителя могут посоветовать сначала решить все эти проблемы, прежде чем приступать к изучению нового языка. Некоторые преподаватели могут предложить обучение иностранному языку с параллельной коррекционной работой.