Главная
Логин:  
Пароль:
Наше здоровье Здоровье детей Cпорт для здоровья Безопасность Здоровье и старение Вредные привычки Питание и диеты Звезды
Реклама по сайту
Наше здоровье

10 мифов о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни становится сегодня все популярнее. Так сказать, фактически входит в моду и, как любая модная вещь, кажется отстраненной от реальной жизни и абсолютно недоступной. Подобный подход порождает на свет массу мифов. Миф I. Здоровый
25.09.17

Кризис первого года: причины и решенияВ развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.


Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет.


Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".



Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.


Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.


Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".


Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.


Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".


Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.


Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.


Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.


Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.


Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь.


Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть ими, то можно и всеми другими). Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости в отношении к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это не на долго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет уже намного больше, чем раньше.


Надеемся, что вы поняли важнейшее: ваш ребенок даже в этом возрасте - это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.


Создание безопасной среды обитания и развития ребенкаСколько травм у детей происходит из-за родительской беспечности! Создание безопасной среды обитания - главная задача родителей на протяжении всего развития ребенка.


Количество проблем возрастает по мере того, как растет ваш ребенок. Когда малыш начинает ходить, он то и дело норовит ускользнуть из-под бдительного родительского надзора и, естественно, подвергается различным опасностям. Где же их следует искать?


Прежде всего удалите бьющиеся предметы: вазы, статуэтки и пр., а также любые тяжелые предметы, книги, часы и т.д. с доступных поверхностей, не оставляйте после еды посуду и столовые принадлежности, особенно ножи и вилки. По возможности пользуйтесь небьющейся посудой.



  В комнате малыша нигде не должно быть открытой электропроводки. Все розетки должны быть исправны и закрыты специальными заглушками. Закройте специальными панелями или хотя бы чем-нибудь загородите радиаторы отопления, не оставляйте свободным доступ к электронагревательным приборам. Наиболее безопасными для детей являются масляные радиаторы, на которых, кстати, удобно сушить и детское белье.


Внимание! Ни в коем случае не оставляйте без присмотра включенными утюг, электрокамин, компьютер, телевизор!


Кухня - одно из самых травматичных мест в квартире. Здесь много опасных предметов, начиная с кухонной плиты и заканчивая мелкими острыми предметами. Не подпускайте ребенка к зажженной плите, особенно если на ней стоит чайник, кастрюля или сковорода с готовящейся едой. Не ставьте посуду с горячей пищей на край стола, подверните углы скатерти, чтобы ребенок не мог дотянуться до них и уронить на себя стоящие на столе предметы. Уберите на верхние полки емкости с едкими веществами, снабдите дверцы шкафов защелками.


Когда в кухне никого нет, дверь в нее должна быть заперта и замок должен находиться на недоступной ребенку высоте.


Ванная комната также является небезопасным местом. Держите дверь в ванную комнату закрытой, при этом внутренний замок стоит либо снять совсем, либо переставить повыше, чтобы малыш не смог случайно запереться в ванной. По окончании пользования ванной сразу же сливайте воду, убирайте подальше туалетные принадлежности, косметические средства и бритвенные лезвия.


Что касается лекарств, то, наверное, не будет ни для кого откровением, что большинство отравлений у детей происходит из-за родительского недосмотра. Ни в коем случае не оставляйте на виду микстуры и таблетки. Даже те лекарства, которыми вы регулярно пользуетесь и держите под рукой, должны быть тщательно закрыты и не попадаться на глаза любопытному малышу. Избавьтесь от лекарств с законченным сроком годности. Если вы обнаружили, что ваш ребенок "полакомился" красивыми вкусными таблеточками, срочно обращайтесь к врачу, даже если это всего лишь витамины.


Еще один источник отравлений - комнатные и садовые растения. В данном издании нет возможности представить перечень ядовитых растений, поэтому родителям важно самим соблюдать меры предосторожности и научить малыша не прикасаться к растениям без спроса и уж тем более не тащить их в рот. Правда, листья большинства токсичных растений горькие на вкус, поэтому дети, разжевав их, чаще всего выплевывают, но иногда для тяжелого отравления и этого бывает достаточно. Если на руках, глазах или губах ребенка появились волдыри, распухания, краснота, постарайтесь определить, какое растение послужило причиной этого, и, если растение действительно ядовитое, немедленно дайте ребенку рвотное средство и вызывайте врача.


Домашние животные и насекомые часто бывают источником всевозможных инфекций, паразитарных заболеваний, да и просто носителями аллергенов (окна желательно затянуть специальной сеткой от насекомых). Поэтому в комнате, где находится грудной ребенок, не должно быть никаких животных. Даже если у вас в семье до появления малыша уже прижился какой-либо домашний питомец, откажитесь от него хотя бы до того времени, когда ребенок подрастет и адаптируется к окружающей среде. Это тем более необходимо сделать, если животное достаточно большое и агрессивное и может представлять физическую опасность для беззащитного младенца. Ведь животные порой так ревнивы! Не дожидайтесь трагической ситуации, жизнь ребенка важнее ваших увлечений!


Помните, что еще один враг здоровья ребенка - это пыль, содержащая как болезнетворные микробы, так и всевозможные аллергены. Борьба с ней заключается не только в ежедневной влажной уборке гладких горизонтальных поверхностей, но и чистке с помощью пылесоса мягкой мебели, стен и даже мягких игрушек. Хорошо бы не поскупиться и приобрести воздухоочиститель, особенно если в вашем доме есть курильщики или домашние животные. (Вообще-то курить лучше бросить совсем!)


Детская коляска. Как выбрать?Набор советов..Варианты конструкции колясок. Что выбрать: «Классику» или «Трансформер»? Ряд преимуществ есть и у того, и у другого варианта. «Трансформер» из варианта «лежа» легко превращается в прогулочный - «сидя». Можно отстегнуть и убрать все лишнее, этим, кстати, максимально облегчив коляску, а так же приделать «недостающие» детали. У такой модели «внедорожника» ручка перекидывается с одной стороны на другую.



Вам не составит труда развернуть коляску против ветра, повернув кроху
лицом к себе или, наоборот, предоставить чаду полный обзор местности.
Коляска-трансформер, что называется, на все случаи жизни. Кроме того,
она складывается и не занимает много места.


Что касается недостатков, то, пожалуй, главные - это большой вес и плохая маневренность. Остальное – по мелочи и «на любителя». Так, например, в положении «лежа» поверхность люльки неровная (в том месте, где отсоединяется нижняя часть) и немного наклонная. Проблем можно избежать, если положить в коляску жесткий матрасик. Еще один минус, который называют родители это то, что коляска-«трансформер», как правило, более низкая, чем «классика». Не всем удобно ее «толкать» впереди себя, особенно высоким папам.


Так называемые коляски «3 в 1» некоторые путают с «трансформерами». Но это не одно и то же, «3 в 1», скорее, «классика». Ее каркас не складывается, а всегда остается в одном положении. Просто переносную люльку можно вынуть и заменить ее на прогулочный вариант, который одновременно является и детским сиденьем для машины. Своих же габаритов коляска практически не меняет. То есть в прогулочном варианте она более громоздкая, чем «трансформер» и не такая удобная. Зато легче, выше, маневренней и просторнее. Однако, не смотря на наличие прогулочного варианта, многие родители, впоследствии все равно покупают отдельно прогулочную коляску. И просто надоедает возить такую громадину. Да и в общественный транспорт, например, с ней войти практически нет никакой возможности.


Тяжелая или легкая. Отправляясь за коляской, прежде всего оцените собственные возможности. Ответьте для себя на следующие вопросы. Есть ли в доме лифт, и войдет ли в него приглянувшаяся коляска, как часто он ломается? На каком этаже вы живете? Всегда ли муж (отец, брат) сможет выносить и заносить коляску? Есть ли возможность оставлять ее в подъезде до возвращения домой сильной половины человечества? Как вы поняли, на все эти вопросы надо ответить, чтобы определить, какую коляску следует покупать. Знайте, чем больше в ней дополнительных функций и «прибамбасов», чем солидней она выглядит, тем, окажется тяжелее. Бывают и такие модели, которые женщине не под силу просто оторвать от земли, не то, что заносить самостоятельно на пятый этаж. Так, популярные нынче «трансформеры» гораздо тяжелее, чем классические и «статичные» варианты.


В общем, выбирая модель, попросите близких прорепетировать ее транспортировку или осведомитесь у продавца-консультанта о массе изделия.


Размер и тип колес. Поздняя осень, зима и ранняя весна - самое неудобное время для прогулок с коляской. Постарайтесь представить, как долго и часто вам предстоит находиться на улице с малышом, по каким дорогам будут проходить ваши маршруты. Возможно, больше некому отвести и встретить из школы старшего ребенка, а потом нужно провожать его в кружок или секцию. Или вам придется самой каждый день ходить на молочную кухню или в магазин. А ведь еще существует поликлиника, парк, собственный двор. Если дороги, по которым пролегает маршрут, чистят плохо, на них много ухабов и выбоин, то лучше выбрать коляску с большими и надежными колесами. Иначе колеса забьются снегом или увязнут в слякоти и вам, в буквальном смысле слова, придется тащить ее за собой. К тому же от маленьких колес больше тряски: они быстро разболтаются, заскрипят и разъедутся в разные стороны.


Обратите внимание на поперечное расстояние между колесами. Не будет лишним, если, отправляясь в магазин, вы измерите ширину дверных проемов в квартире и лифте, а потом - расстояние между колесами.


В теплое время года удобнее резиновые шины. Ход коляски с ними более плавный, амортизация хорошая - малыша не трясет. А вот зимой, как ни странно, шины могут сослужить плохую службу, затрудняя передвижение по снегу. Более тонкие пластиковые колеса как бы разрезают снег и едут лучше. Но это только в случае колес большого диаметра, маленькие же просто застревают в сугробах и вам придется брать коляску на буксир.


Кстати, колеса можно поменять. Но о возможности замены обязательно проконсультируйтесь у продавца в магазине


Рессоры или пружины. Гораздо маневренней коляски на рессорах или ремнях, чем на пружинах. Проще поворачивать коляску, наклонять на себя при въезде на бордюры и другие возвышения. Ремни позволяют раскачивать коляску в разные стороны, если малыша нужно укачать. Правда, ремни со временем стираются и ослабевают, но их нетрудно заменить.


С люлькой или без. Конечно, коляски с переносной люлькой гораздо удобнее и практичней. Не придется будить малыша, если он заснул, а вы уже приехали домой и надо подниматься в квартиру. Удобно носить кроху в такой люльке и в поликлинику, и в гости. В данном случае она послужит «переносной» кроваткой. Кроме того, в коляске с люлькой теплее, так как получаются двойные стенки. Правда, когда малыш подрастет, люлька станет ему не по размеру, и в коляску придется купить матрасик.


Ручка с регулировкой или без. В последнее время появились модели колясок, где ручка оснащена регулировочной кнопкой. Это удобно, если коляска, например, не входит в лифт или слишком низко посажена. Однако бывалые мамы сетуют: такой вариант недолговечен. Если часто нажимаешь на кнопку, конструкция быстро ломается и выходит из строя. Зато такой вариант ручек хорош для прогулочных колясок. Регулировочная кнопка позволяет увеличить расстояние между вами и коляской.


Прогулочная коляска. Идеальный вариант - коляска-трость. Складывается в один момент, занимает минимум места и весит не много. Так что зайти в автобус, если в одной руке коляска, а в другой - малыш, вполне реально.


Уже появились и зимние варианты коляски-трости. Конечно, они не такие теплые, как «трансформеры» или «3 в 1», но если ребенок уже подрос, то ничего страшного. Просто оденьте его потеплее.


Автомобильное кресло. Если у вас есть машина, совершенно необязательно покупать отдельное автомобильное кресло, можно воспользоваться тем, которое входит в вариант коляски «3 в 1». Но помните, что не все кресла одинаковы. Степень надежности у них разная. У хорошего кресла должно быть пять точек крепления ремней к сиденью, стальная основа, мягкие отделки по краям, широкие, прочные и мягкие ремни. К самому сиденью в машине кресло должно крепиться автомобильными ремнями.


Конверт.Чтобы кроха не мерз в коляске в холодное время года, купите специальный конверт. Ножкам в нем тепло и уютно. Ручки тоже в тепле, как в обычной курточке. На голову - капюшон, а для пущего удобства - молния от верха до низа. Выбор таких конвертов сейчас велик. Но педиатры советуют отдать предпочтение тем конвертам, что изготовлены из экологически чистой, теплой и дышащей овчинки. Конечно, если у ребенка нет аллергии на овечью шерсть.


здоровое и успешноое грудное вскармливание Каждая женщина должна знать, что ее молоко является наиболее полноценной пищей для ее ребенка в первые 6 месяцев жизни, а по отдельным наблюдениям и в течение первого года жизни.


Поэтому она должна стремиться выполнять правила успешного грудного вскармливания, чтобы обеспечить для своего малыша здоровье и наилучшие условия для роста и развития его организма.

· Совместное содержание матери и ребенка в одной палате.


  · Правильное положение ребенка у груди, которое позволяет матери избежать многих проблем и осложнений с грудью. Если мать не научили этому в роддоме, ей следует пригласить консультанта по грудному вскармливанию или инструктора по обучению уходу за ребенком и научиться этому специально.


  · Обучение правильному прикладыванию включает в себя не только правильное положение у груди, но и способность матери контролировать поведение ребенка у груди и правильно отнимать грудь.


  · Кормление по требованию ребенка. Необходимо прикладывать малыша к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час.


  · Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок, если он держит грудь правильно. Если ребенок в процессе кормления изменил положение и взял грудь неправильно, необходимо забрать грудь и снова предложить ребенку ее взять.


  · Ночные кормления ребенка обеспечивают устойчивую лактацию и предохранят женщину от следующей беременности до 6 месяцев в 96% случаев. Кроме того, ночные кормления наиболее полноценны.


  · Отсутствие допаивания и введения любых инородных жидкостей и продуктов. Если ребенок хочет пить, его следует чаще прикладывать к груди.


  · Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного кормления. Иногда достаточно одного кормления из бутылки, чтобы ребенок перестал брать грудь правильно. При необходимости введения докорма его следует давать только из ложки или пипетки. Каждое применение из бутылки вносит путаницу в манеру ребенка захватывать грудь.


  · Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую грудь. Если мать поторопится предложить малышу вторую грудь, он не дополучит позднего молока, богатого жирами. В результате у малыша могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактозная недостаточность, пенистый стул. Продолжительное сосание одной груди обеспечит полноценную работу кишечника.


  · Исключение мытья сосков перед кормлением и после него. Частое мытье груди приводит к удалению защитного слоя жиров ареолы и соска, что приводит к образованию трещин. Грудь следует мыть не чаще 1 раза в день во время гигиенического душа. Если женщина принимает душ реже, то и в этом случае нет необходимости в дополнительном мытье груди.


  · Отказ от частых и контрольных взвешиваний ребенка, проводимых чаще 1 раза в неделю. Эта процедура не дает объективной информации о полноценности питания младенца. Она только нервирует мать и приводит к снижению лактации и необоснованному введению докорма.


  · Исключение дополнительного сцеживания молока. Через 2-3 недели после рождения при правильно организованном грудном вскармливании молока вырабатывается ровно столько, сколько нужно ребенку, поэтому не возникает необходимости в сцеживании после каждого кормления. Сцеживание необходимо в случае вынужденного разлучения матери с ребенком (например, выхода матери на работу и т. п.)


  · До 6 месяцев ребенок находится на исключительно грудном вскармливании и не нуждается в дополнительном питании и введении прикормов. По отдельным исследованиям на грудном вскармливании без ущерба для своего здоровья он может находиться вплоть до исполнения ему 1 года.


  · Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет. Общение с женщинами, имеющими положительный опыт грудного вскармливания, помогает молодой матери обрести уверенность в своих силах и получить практические советы, помогающие наладить кормление грудью. Поэтому молодым матерям рекомендуется обращаться в материнские группы поддержки грудного вскармливания как можно раньше.


  · Обучение уходу за ребенком и технике грудного вскармливания необходимы современной матери, чтобы она смогла без лишних хлопот с удобством для себя и для малыша растить его до 1 года. Наладить уход за новорожденным и обучить женщину технике грудного вскармливания могут консультанты по грудному вскармливанию. Чем скорее мать научится материнству, тем меньше разочарований и неприятных минут перенесет она вместе с малышом.


  · Сохранить грудное вскармливание до исполнения ребенку 1,5-2 лет.Кормление до 1 года не является физиологическим сроком прекращения лактации, поэтому при отлучении от груди страдают и мать и ребенок.


Вводим прикорм ребенку Кормить ребенка грудью желательно как можно дольше - до годичного возраста, а если есть возможность и старше года. Уникальные биологические свойства вашего молока полезны малышам и этого возраста. Но исключительно "молочный" период жизни ребенка, когда грудное молоко полностью удовлетворяет все пищевые и энергетические потребности, длится не больше 4,5-5 месяцев. К этому возрасту малыши заметно подрастают, у них удваивается масса тела, увеличивается двигательная активность и соответственно увеличиваются затраты энергии их организмом. Исключительно молочная пища уже не может удовлетворить потребности, которые увеличиваются. С этого возраста дети нуждаются в дополнительном питании - прикорме.



  Изменения происходят и в самом организме детей - пищеварительная система становится более зрелой, способной к перевариванию и усвоению не только жидкой молочной, но и другой, более твердой еды. А через 2-3 месяца появляются первые молочные зубки, количество их постепенно увеличивается, следовательно, постепенно вырабатывается навык - сначала измельчать, перетирать еду и только потом глотать ее.


Правила введения прикорма


Введение любых продуктов и блюд прикорма - это первые шаги к переходу ребенка на качественно новое питание, к которому он должен привыкнуть. Эти шаги нужно предпринимать осторожно, терпеливо, не спеша, во избежание нежелательных реакций, осложнений и даже отказа ребенка принимать новую для него еду, которая отличается от грудного молока по запаху, вкусу и консистенции.


Поэтому при введении прикорма рекомендуем придерживаться таких общих правил:


  1. Прикорм дается перед кормлением грудью.


  2. Любые новые для ребенка продукты и блюда начинают давать в небольших количествах (соки - каплями, пюре и каши - с 1 чайной ложки) и постепенно, через 5-7 дней увеличивают до полной порции.


  3. Новый следующий прикорм можно вводить только после того, как малыш привыкнет к предыдущему, съедая полную порцию, и хорошо себя при этом чувствует (не раньше чем через 2 недели).


  4. Каждый раз после того, как малыш получил порцию прикорма, приложите его к груди. Это продлит у вас лактацию, а ребенок будет довольным, спокойным и лучше защищенным в период адаптации к новому питанию от нарушений пищеварения и аллергических реакций. Когда малыш получит все виды прикорма в полном объеме и будет чувствовать себя сытым, то он сам постепенно откажется от груди.


  5. Прикорм давайте не из бутылочки через соску, а чайной ложечкой маленькими порциями (на кончике ложки) и осторожно кладите ребенку на середину языка, тогда он легко проглотит его. Навык есть ложкой нужно вырабатывать теперь, чтобы потом не иметь проблем с другой, более твердой пищей. Помните, что кормление густой и твердой пищей через соску может привести к травматизации десен, формированию неправильного прикуса, кариеса зубов.


  6. Никогда не кормите ребенка в кроватке. В положении, лежа он может захлебнуться или поперхнуться комочком еды. Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в удобной позе у вас на руках, коленях или сидеть на специальном детском стульчике.


  7. Пища прикорма всегда должна быть свежеприготовленной, иметь нежную, гомогенную (без комочков) консистенцию. Перед тем, как давать прикорм ребенку, охладите его до температуры тела (36-37 градусов), хорошо перемешайте и еще раз проконтролируйте, равномерно ли он охладился.


  8. Не кормите ребенка насильно. Внимательно следите за его поведением во время кормления. Если малыш выталкивает пищу изо рта, "выплевывает" ее, отворачивает лицо от ложки с едой, кормление продолжать напрасно. Причины такого поведения могут быть разными: ребенок не голоден, пища ему незнакома на вкус или горяча, вы причинили малышу боль и др. Успокойтесь и покормите ребенка грудью. В следующий раз он с большим удовольствием съест предложенное.


  9. Во время кормления не нужно стеснять ребенка в движениях. Дайте малышу в правую руку "его" ложку, пусть он привыкнет к ней. Придет время, и ребенок сам начнет есть этой ложкой.


Программа прикармливания


Существует специальная программа, которая предусматривает постепенное введение в рацион питания детей отдельных продуктов и блюд прикорма вместо грудного молока.


Конечно, в возрасте не раньше 3-3,5 месяцев начинают давать пищевую добавку в виде фруктового, ягодного или овощного сока, а через 1,5-2 недели, если у ребенка не имеется каких-либо нежелательных реакций, вводят следующую пищевую добавку - фруктовое или ягодное пюре без мелких косточек и комочков. Потом начинают включать в рацион поочередно более густой прикорм: первый - с 4-4,5 месяцев, второй - с 5-5,5 месяцев, третий - с 7-8 месяцев.


Постепенно все виды прикорма становятся более сложными за счет введения в рацион других пищевых продуктов: сыра, желтка куриного яйца, растительного, сливочного масла, сливок, мясного, рыбного пюре, хлеба, сухарей, печенья.


Во время употребления ребенком новых продуктов и блюд прикорма всегда берется во внимание его состояние здоровья, аппетит, масса тела, наличие явных или потенциальных (семейных) аллергических реакций на те или другие продукты, склонность к нарушениям со стороны органов пищеварения (срыгивания, вздутие живота, желудочные колики), частота и характер стула.


Поэтому программа прикармливания, учитывая индивидуальные особенности ребенка, может несколько измениться, но не во вред полноценности состава рациона.


Вместе с этим, важно подчеркнуть, что главным принципом программы является поддержка лактации матери и как можно более длительное сохранение грудного вскармливания ребенка. Потому при условии, что кормящая мама хорошо питается и в ее рационе достаточно свежих фруктов и овощей, ребенок, который хорошо развивается, до 4-5 месяцев обходится без каких-либо пищевых добавок (соков и пюре).


Первый прикорм


Здоровым детям с нормальной массой тела на первый прикорм рекомендуется овощное пюре. Его нужно давать в удобное для вас фиксированное время, обычно в обеденное. Для приготовления пюре используют овощи высокого качества с нежной клетчаткой - картофель, морковь, капусту в соотношении 2:1:1. Начиная с шестимесячного возраста можно использовать и другие овощи - шпинат, спаржу, кабачки, зеленый горошек, зелень.


Овощи отваривают на пару или в небольшом количестве воды (отдельно), измельчают до однородной массы без комочков, доводят до нужной плотности овощным отваром, добавляют растительное масло (кукурузное, подсолнечное или оливковое) из расчета 1 чайная ложка (3г) на порцию пюре 150 г или сливки 10% жирности - 2-3 чайных ложки. Вместо соли добавляют сок лимона или клюквы (1/2-1 чайная ложка).


С 6 месяцев овощное пюре можно давать с желтком (с 1/4 частью) сваренного вкрутую яйца, а с 7 месяцев - овощное пюре с мясом. Это два самостоятельных блюда, которые нужно чередовать, включая в рацион кормлений ребенка в разные дни. Овощное пюре дают один раз в день, ежедневно, постепенно превращая его в обеденное блюдо. В случаях анемии мясное овощное пюре можно вводить раньше - с 5,5-6 месяцев.


Второй прикорм


Это молочно-крупяная каша, хорошо проваренная, протертая (в случае цельного зерна), не очень густой консистенции.


Все виды круп имеют приблизительно одинаковую пищевую и энергетическую ценность, они богаты растительными белками, крахмалом, клетчаткой, минеральными веществами и витаминами группы В (В1, В2, РР).


Но есть и отличия, которые важно учитывать при индивидуальном выборе продукта для ребенка. Например, рис отличается от других круп наивысшим содержанием крахмала, а гречка - высшим содержанием минеральных веществ, железа и витаминов. Кроме того, рис и гречка, в отличие от манной и овсяной (а также ячменной) круп, не содержат клейковины (глютена), которая плохо усваивается. У некоторых детей при частом использовании манной или овсяной каш по причине непереносимости глютена развивается болезнь кишечника - целиакия.


Поэтому при введении второго прикорма в первую очередь предоставляется преимущество кашам из риса или гречки. Манку и овсянку начинают давать позже, когда ребенок хорошо привыкнет к первым, и дают их, чередуя с другими видами каш.


Сначала варят каши из одного вида круп, а с 8-9 месяцев можно готовить двух или многокомпонентные каши-ассорти.


Для более быстрого приготовления каш крупу размалывают в муку и варят из расчета на порцию 150 г - 10 г крупяной муки, 30 мл свежего коровьего молока, 50 мл воды, 5 г сахару, 3 г (позже 5 г) сливочного масла.


Полезны молочно-крупяные каши с фруктовыми или овощными добавками (сок или пюре из моркови, яблок, бананов и других фруктов).


Для детей, которые имеют аллергию на белки коровьего молока, нужно готовить безмолочные каши, обогащенные фруктами, или другими добавками. Кашу дают ежедневно один раз.


Малышам с недостаточной массой тела или с нарушениями пищеварения первым прикормом может быть каша, а вторым - овощное пюре.


Третий прикорм


Третий прикорм - это кисломолочная смесь специального приготовления для детского питания - кефир, ацидофильное молоко и другие виды.


Кисломолочные смеси, в основном, выпускаются молочными кухнями или фабриками-кухнями детского питания. Их готовят на основе цельного коровьего молока и специальных бактериальных молочнокислых заквасок.


Кисломолочные смеси можно готовить также на основе адаптированных молочных (кисломолочный "Виталакт") и ацидофильных смесей, например, "Малыш". Их применение обеспечивает двойную пользу -сбалансированное питание и заселение в пищеварительный канал полезной, защитной микрофлоры.


Кисломолочные смеси целесообразно совмещать с сыром или нежирным печеньем (растертым в порошок).


После введения трех основных прикормов в рационе питания детей еще остается два полных кормления грудью мамы. В тех случаях, когда грудного молока уже мало, необходимо докармливать ребенка молочной смесью. Конечно лучшая замена грудного молока, которого не хватает, это современные адаптированные молочные смеси, которые продаются в магазинах детского питания в широком ассортименте, как отечественного, так и зарубежного производства.


В 8-9 месяцев дети получают настоящий обед из трех блюд. На 10-11 месяце малыш понемногу начинает жевать еду, ему можно уже готовить фрикадельки из телятины, курицы или кроля, а в 1 год - паровые котлеты из разных нежирных сортов мяса. Пюре из печени вводится даже раньше (по рекомендации врача).


Один раз в 7-10 дней рекомендуется давать пюре, тефтели или паровые котлеты из рыбы. Выбирают те сорта рыбы, которые не содержат очень мелких косточек.






Путь к долголетию и счастью - здоровый образ жизни 2010-2017г.
Копирование материалов только при условии установки ссылки на https://zhitzdorowo.ru/